Для следователей и судей

  • Для следователей и судей

    В соответствии с действующим процессуальным законодательством РФ, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Уставами  судебно-экспертные учреждения (СЭУ) Минюста России в обязательном порядке, в объеме, предусмотренном государственным заданием, производит судебные экспертизы по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях для органов дознания, предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти на соответствующих территориях.

    При этом ЛСЭ Минюста России, как и другие государственные СЭУ, вправе  взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

    Основаниями производства судебной экспертизы  являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

    Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

    Поступившие на экспертизу материалы могут быть возвращены без исполнения в  связи с отсутствием в  СЭУ эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований.

    В случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы, органу или лицу, ее назначившему направляется письмо за подписью руководителя с  предложением устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки не устранены, материалы также могут быть возвращены без производства судебной экспертизы.

    После рассмотрения поступивших в ЛСЭ Минюста России материалов по гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях в адрес судьи/суда назначившего экспертизу направляется счет/счета  за ее производство. В случае, если денежные средства не поступают на счет ЛСЭ на момент окончания экспертизы - вместе с заключением эксперта  в суд направляется калькуляция временных затрат на произвоство экспертизы и заявлением о возмещении понесенных расходов.

    Судебные экспертизы по уголовным делам производятся в рамках выполнения государственного задания бесплатно.

    Кроме судебных экспертиз ЛСЭ Минюста России проводят также экспертные исследования по материалам доследственных проверок. Основанием для проведения экспертного исследования может быть письмо, отношение, постановление  и т.п. органа дознания, предварительного следствия, направленное в адрес СЭУ. Несмотря на то, что форма и содержание такого документа законодательством не регламентируется,  поскольку экспертное исследование проводится в полном объеме - в документе о проведении исследования также, как и в постановлении/определении о назначении экспертизы, целесообразно кратко излагать обстоятельства дела, исходные данные и иную информацию, необходимую для проведения исследования. Также целесообразно сформулировать и указать конкретные вопросы эксперту.

    Экспертные исследования по материалам доследственных проверок также выполняются в рамках выполнения государственного задания бесплатно.

    Документы и иные материалы для производства судебных экспертиз и проведения экспертных исследований направляются в СЭУ почтовой связью либо доставляются лично следователями, дознавателями, прокурорами, судьями и иными лицами по их поручению и сдаются в канцелярию ЛСЭ.  Отдельные документы, необходимые для производства экспертизы и проведения экспертных исследований, могут для оперативности пересылаться факсимильной связью либо по электронной почте, при условии их последующего направления указанными выше способами.   

    Сроки провизводства судебных экспертиз и проведения экспертных исследований исчисляются со дня регистрации в постановления, определения в СЭУ и находятся в пределах 30 календарных дней (см. Приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 346 "Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации"). Исключение составляют экспертизы производимые по гражданским и арбитражным делам, по которым срок их производства устанавливается в определении суда (см. Федеральный закон от 28.06.2009 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    В случае невозможности производства экспертизы (проведения экспертного исследования) в указанные выше сроки, лицу/органу  ее назначившему, во всех случаях направляется письмо за подписью начальника ЛСЭ Минюста России, содержащее мотивированное уведомление о причинах нарушения сроков, а также об ориентировочной дате ее окончания.

    Причины невозможности производства экспертизы (проведения экспертного исследования) в установленные сроки могут быть следующие:

    •  нахождение эксперта в служебной командировке либо на больничном в период проведения экспертизы/исследования;
    • выход из строя оборудования, необходимого для завершения  экспертизы/исследования;
    • сложность и многообъектность проводимых исследований (например, при производстве финансово-экономических экспертиз, где объем представляемых материалов может достигать нескольких десятков и даже сотен томов, также при производстве  строительно-технических экспертиз, где  могут ставиться вопросы опричинах разрушения зданий и их комплексов и т.п.);
    • особенности применяемых трудоемких методов, методик и сложных технических средств, технологический регламент которых не позволяет провести исследование в отведенные сроки (например, при определении давности изготовления документов измерение параметров, должно проводиться в течение нескольких месяцев);
    • недостаточность материалов, представляемых для производства экспертизы (проведения исследования), делает необходимым заявление экспертом ходатайств, удовлетворение которых нередко занимает значительное время. При этом следует отметить,  несмотря на то, что в указанных выше "Методических рекомендациях по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" ппредусматривается приостановление срока производства экспертизы на время удовлетворения ходатайства эксперта (т.е. длительные сроки удовлетворения ходатайства не влекут за собой превышения установленного экспертного срока)  - в действующих редакциях АПК и ГПК РФ сроки удовлетворения ходатайств никак не учитываются в сроках, устанавливаемых судом для производства экспертизы. Это ведет к тому, что некачественная подготовка материалов на экспертизу и несвоевременное удовлетворение ходатайств эксперта влечет за собой нарушение сроков ее производства;
    • большая нагрузка экспертов по наиболее востребованным видам судебных экспертиз и экспертных исследований.  Из-за недостаточной штатной численности экспертов и высокой потребности в производстве некоторых видов экспертиз возникают ситуации, когда в производстве у одного эксперта одновременно находится несколько экспертиз, суммарные фактические временные затраты на производство которых существенно (иногда в несколько раз) превосходят лимит рабочего времени эксперта.

    Кроме того, по некоторым видам экспертиз и экспертных исследований, поступающим в ЛСЭ Минюста России,  могут происходить вынужденные задержки принятия их к производству. Причины этого  сходны с изложенными выше:

    •   нахождение эксперта в очередном отпуске, служебной командировке либо на больничном;
    • неисправность оборудования, необходимого для проведения  исследований;
    • большая нагрузка экспертов.  В производстве у экспертов требуемой для производства экспертизы/исследования специальности на момент поступления материалов уже находится несколько экспертиз, суммарные фактические временные затраты на производство которых существенно (иногда в несколько раз) превосходят лимит рабочего времени эксперта.

    При этом, органу/лицу, назначившему экспертизу (экспертное исследование), сразу после рассмотрения поступивших материалов  в обязательном порядке направляется письмо за подписью руководителя ЛСЭ Минюста России, содержащее мотивированное уведомление о причинах невозможности немедленного начала производства экспертизы (проведения экспертного исследования), а также об ориентировочном сроке принятия ее к производству.

     Оформленные заключения экспертов, результаты экспертных исследований, сообщения о невозможности дать заключение, письма о возврате материалов без исполнения экспертизы, а также материалы, являющиеся объектами исследований, могут быть переданы лично под роспись в канцелярии ЛСЭ Минюста России:

    • дознавателям, следователям, судьям, вынесшим постановление (определение) о назначении экспертизы/исследования  (при предъявлении служебного удостоверения);
    • курьерам или работникам судов (при предъявлении служебного удостоверения);
    • нарочным (при предъявлении паспорта и доверенности от органа или должностного лица, назначившего экспертизу).

    Передача материалов экспертизы лицам, не предусмотренным данным перечнем, категорически запрещена.

     

    В подразделах   приведена информация, касающаяся особенностей назначения, подготовки материалов  и возможностей конкретных родов/видов экспертиз. Приведенные в подразделах перечни вопросов являются примерными. Рекомендуется перед назначением экспертиз консультироваться с экспертами для обеспечения оптимальной постановки вопросов с учетом обстоятельств конкретного дела.

     

     Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить направив соответствующий заказ.

     

    АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА УДЕЛЯЕТ ОСОБЫЙ КОНТРОЛЬ ОБРАБОТКЕ ЗАПРОСОВ И В ОСОБЕННОСТИ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУДЕБНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ.

    Подробнее

Наверх