Вопросам охраны природы уделяется огромное внимание. Проводимая специалистами экологическая экспертиза призвана дать объективную оценку потенциальной опасности причинения вреда окружающей среде и здоровью людей в результате намечаемой деятельности.

Принципы и виды осуществляемых исследований в рамках проверки соблюдения природоохранных норм регламентированы действующим с внесенными № 254-ФЗ изменениями федеральным законом «Об экологической экспертизе» (далее – Закона).

Комплекс мер, который включает в себя измерения с помощью высокоточных приборов, лабораторные испытания, позволяет определить степень негативного воздействия производственных процессов, допустимость эксплуатации объектов.

Разновидности экспертных услуг

В Российской федерации проводится:

·         обязательная государственная экспертиза федерального или регионального уровня в отношении объектов, определенных нормами статьи 10, 11 Закона;

·         общественная экспертиза – по заявлению физических и юридических лиц, предпринимателей, общественных организаций, по инициативе муниципальных органов власти местного самоуправления по отношению к любым объектам, за исключением структур и организаций, сведения о которых представляют охраняемую законом тайну.

Порядок организации и поведения экспертных исследований утвержден правительственным постановлением № 1796, вступившим в законную силу с 01.01.2021.

Согласно регламенту, организацией и проведением комплекса мероприятий для выдачи обоснованного заключения занимается Росприроднадзор.

Экспертная комиссия должна состоять из нечетного количества штатных и уполномоченных органами исполнительной власти субъектов нештатных специалистов.

Документы и прочие материалы на экспертизу заказчик может представить на бумажном носителе или направить в электронном виде.

Права граждан и общественных организаций выдвигать предложения о проведении исследований в рамках подтверждения экологической безопасности или выявления нарушений действующих норм в результате производственной и иной деятельности регламентированы главой IV федерального закона № 174-ФЗ.

Когда обязательно нужна государственная экспертная оценка

Еще на стадии подготовки проекта строительства и организации намечаемой деятельности ряд объектов в соответствии с требованиями закона обязаны пройти комплексные исследования.

В целях предупреждения возможного негативного воздействия на окружающую среду, заключение государственной экспертизы в первую очередь нужно для получения разрешения:

  • планируемого строительства зданий и сооружений на территории особо охраняемых земель федерального или регионального значения;
  • на возведение сложных, опасных хозяйственных объектов, также относящихся к обороне и безопасности в пределах природоохранной зоны;
  • реализации проектов запуска объектов, на которых планируется размещение опасных отходов;
  • заниматься теми видами хозяйственной деятельности, которые негативно влияют на окружающую среду, используют природные ресурсы, в том числе для добычи полезных ископаемых;
  • на внедрение новых технологий, использование в хозяйственной деятельности новых веществ, сырья, приборов и оборудования, техники и иных механизмов.

В перечень объектов, подлежащих экспертной оценке также входит проектная документация:

  • на реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов, используемых для обезвреживания и размещения отходов I-V классов опасности;
  • на рекультивации земель, используемых, для размещения отходов опасных отходов, и так далее.

После истечения срока действия положительного заключения по результатам исследования представленных материалов экспертиза должна проводиться повторно, если проект за это время не реализован.

Заметим, что решение экспертной комиссии действительно как минимум 5 лет.

Росприроднадзор ведет реестр выданных заключениях государственной экологической экспертизы.

В открытом доступе можно получить информацию о положительных или отрицательных выводах экспертной комиссии.

При этом согласно утвержденному порядку, в случае выявленного несоответствия объекта соблюдения требованиям экологической безопасности намечаемой деятельности, эксперты:

  • указывают конкретные замечания;
  • дают рекомендации о принятии мер для снижения негативного влияния.

Заказать экспертные услуги

Частные лица, общественные организации, руководители предприятий, вправе инициировать проведение экспертной оценки безопасности промышленных зданий и сооружений, производственных процессов, прочих объектов в качестве экологического надзора, обратившись в орган местного самоуправления.

В аккредитованной экспертной организации со штатом квалифицированных специалистов, в число которых входят юристы, химики, инженеры-экологи, микробиологи, можно заказать:

  • сопровождение государственной экспертизы;
  • разработку технического задания или условий проведения исследований;
  • оказание помощи в подготовке необходимой для экспертизы документации.

В комплекс экспертных услуг входит анализ:

  • состава воздуха, воды и почвы;
  • замеров электромагнитного и радиационного излучения;
  • уровня шума, инфразвука и вибрации;
  • степени освещенность и параметров микроклимата.

Например, частные лица могут заказать одну или комплекс услуг, чтобы:

  • удостовериться в экологической безопасности своего жилья:
  • получить информацию о потенциальных рисках, рекомендации принятия мер для их минимизации и устранении.

Стоимость услуг рассчитывается индивидуально с учетом объема выполненных работ, срочности заказа.

Правовая значимость заключения по результатам экспертизы

 

Основы государственной политики в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов определяет Конституция России, ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями, внесенными законом 219-ФЗ), другие законодательные акты.

Органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, с целью прогнозирования изменений под влиянием природных и антропогенных факторов регулярно осуществляется экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря (ст.36 закона № 155-ФЗ).

Уклонение от проведения обязательной экспертной оценки, в том числе фальсификация представленных для исследования сведений или полученных выводов чревато привлечением к ответственности:

  • уголовной – за нарушения, повлекшие тяжкие экологические последствия;
  • административной – в виде штрафных санкций за невыполнение требований об обязательности государственной экологической экспертизы проектов, программ и иной документации, в том числе за незаконный отказ в регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы;
  • материальной – в виде компенсации расходов должностными лицами, экспертами, прочими работниками, по вине которых был причинен вред здоровью людей, нанесен ущерб;
  • гражданско-правовой – в виде возмещения убытков, морального вреда юридическим и физическим лицам за неисполнение требований закона в сфере экологической безопасности.

Выводы по результатам исследований и анализа полученных данных имеют юридическую силу.

Отрицательное заключение государственной экспертизы является запретом реализации объекта. Оспорить экспертную оценку можно только в судебном порядке.

Заключение может быть использовано в качестве документально обоснованных требований привлечения к ответственности виновных за негативные последствия результатов деятельности на окружающую среду.

Наверх